При запуске образовательного проекта важно не только подготовить качественный контент, но и правильно оценить проделанную работу. Некоторые создатели онлайн-курсов занижают ценность своей экспертизы и вложенных усилий. Другие считают, что экспертность измеряется количеством подписчиков, и втридорога продают знания, которые можно найти в свободном доступе.
Расчет стоимости — важный шаг в создании онлайн-курсов, который иногда определяет, будет ли запуск удачным или нет. Необходимо понимать, какие факторы влияют на цену инфопродукта, какие существуют модели ценообразования и как выбрать подходящую. В статье детально разбираем все эти вопросы и даем пять рабочих советов, как оценить курс в 2022 году.
Содержание:
Модели ценообразования курса
Есть три основных модели ценообразования курса — рассмотрим каждую из них подробно.
Бесплатный доступ
Некоторые создатели курсов выкладывают свой контент бесплатно, чтобы подтвердить экспертность или выстроить лояльное сообщество вокруг своих образовательных программ.
Преимущества: бесплатные курсы зачастую помогают получать лиды. Также их используют в качестве вводных материалов для новичков или в виде бонуса к основному продукту.
Недостатки: чтобы монетизировать аудиторию, собранную таким образом, нужны эффективные туннели продаж.
Доступ по подписке
Такая модель ценообразования означает, что покупатель приобрел подписку на контент образовательной платформы и может проходить любые курсы, которые ему понравятся. Для учеников это отличная возможность получить доступ к большому объему знаний по невысокой цене.
Преимущества: модель позволяет лучше контролировать доходы, так как предполагает регулярное поступление платежей.
Недостатки: не подойдет для комплексных программ обучения, поскольку не может отразить реальной ценности курсов.
Оплата за курс
Большинство создателей инфопродуктов выбирают эту модель ценообразования — студент платит один раз и получает доступ ко всем материалам курса.
Преимущества: это самый прибыльный вариант для любого эксперта, хотя он менее доступен для людей с небольшим числом подписчиков. Необходимо достаточное количество лояльной аудитории, чтобы продажи шли хорошо, и создание курса быстро окупилось.
Недостатки: при выборе этой модели трудно предсказать потенциальный доход в последующие месяцы.
Можно выбрать одну из этих моделей ценообразования или комбинированный вариант.
Рекомендуем попробовать платформу SendPulse для создания курсов. Ее преимущества: удобный блочный конструктор, добавление образовательного контента в любом формате, автогенерация лендингов и форм регистрации, синхронизация с CRM, омниканальная система коммуникации с использованием чат-ботов и рассылок по email, SMS, Viber, прием оплаты через популярные платежные системы прямо с посадочной страницы или в чат-боте.
Можно запускать платные и бесплатные курсы, ограниченные по времени прохождения и бессрочные, проводить тестирования и выдавать именные сертификаты, которые генерируются автоматически. Назначайте кураторов, которые будут проверять задания и отвечать на вопросы. Уроки, тесты, разделы и курсы можно дублировать, что позволяет сэкономить время при создании образовательной программы.
Факторы, которые влияют на цену онлайн-курса
Когда дело касается физических объектов, легко измерить цену: вы складываете стоимость материалов, трудозатраты, налоги и добавляете некоторую сумму сверху. В случае с онлайн-курсами ценообразование гораздо сложнее, потому что вы продаете знания, которые не имеют фиксированной стоимости.
Давайте посмотрим, что в действительности влияет на цену онлайн-курса, чтобы оценка конечной стоимости стала более реалистичной:
- Стоимость производства контента. Имеет значение, используете ли вы камеру смартфона и гарнитуру или профессиональное оборудование.
- Эксклюзивность контента. Если ваш инфопродукт основан на собственном уникальном опыте или на обучении, которое заняло много времени — это одна ценность. А если вы переработали информацию, которую можно найти в интернете или книгах, — уже другая.
- Сложность материала. Чем глубже вы копаете и чем больше разных вопросов в пределах одной темы освещаете, тем дороже будет курс.
- Цены на рынке. Перед тем, как принять решение о покупке, люди часто сравнивают различные предложения по цене, поэтому вам стоит сделать то же самое.
- Ожидаемое влияние на учеников. Ваш курс должен давать аудитории решение определенной боли — специфической проблемы, которую не получается закрыть самостоятельно. В этом заключается основная ценность продукта.
- Тип контента. Если курс включает в себя разные образовательные форматы — тексты, рабочие тетради и таблицы, квизы, тесты и так далее — его ценность выше, чем если продукт состоит только из нескольких видео.
Принимая решения о цене онлайн-курса, обязательно распишите все материальные и нематериальные ресурсы, затраченные на его создание. Это поможет определить стоимость, которая отражает реальную ценность продукта, обеспечивает достаточное вознаграждение за ваши труды и необходимый денежный поток для продвижения курса.
Потенциальные проблемы, связанные с неправильной оценкой курса
Согласно Podia, средняя цена онлайн-курса составляет 137 долларов, а средний ценовой диапазон — от нуля до 304 долларов. Если стоимость слишком высокая или, наоборот, низкая, вы столкнетесь с проблемами.
Когда цена курса завышена и не соотносится с его ценностью, возникают следующие риски:
- Низкие продажи. Если представители ЦА не имеют достаточно денег или видят, что другие эксперты предлагают ту же информацию в разы дешевле, они не выберут ваш продукт, даже если он качественный.
- Больше запросов на возврат. Если люди купили курс, но обнаружили, что он не стоит своих денег — низкое качество, слишком простая и общая информация, не решает никаких болей — скорее всего, у вас потребуют возврат и больше никогда ничего не купят.
- Урон репутации. Разочарованные клиенты не только хотят вернуть деньги, но и оставляют отрицательные отзывы и делятся негативным опытом со знакомыми и в соцсетях.
Рекомендуем к прочтению: «Как отвечать на негативные отзывы клиентов».
Если вы укажете неоправданно заниженные цены, желая привлечь больше учеников, вас могут ждать другие проблемы:
- Нехватка средств на маркетинг. Если вы берете меньше и предполагаете, что так курс купит больше людей — скорее всего, у вас не будет ресурсов на полноценное продвижение.
- Невысокая ценность инфопродукта в восприятии ЦА. По опыту люди уже знают, что дешевые онлайн-курсы редко бывают качественными, а чаще всего это пустая трата денег. Вы же не хотите, чтобы люди думали так о ваших трудах?
- Менее вовлеченные студенты. Если мы получаем что-либо дешево, то не уделяем этому продукту много внимания. Например, книги, купленные из-за дешевизны, читают менее охотно, чем дорогие книги, которые действительно хотелось приобрести.
Так что вопрос адекватного ценообразования курсов стоит остро, учитывая все указанные сложности.
Как определить оптимальную цену онлайн-курса
Чтобы принять обоснованное решение по поводу стоимости курса, обязательно следуйте нашим советам.
Выполните маркетинговые исследования
Исследование рынка не означает, что вам нужно обязательно установить среднюю цену относительно ваших конкурентов. Постарайтесь понять, на основании чего каждый эксперт определяет стоимость своего инфопродукта, и что вы делаете лучше или хуже них.
Например, вы можете купить чужой курс, проанализировать составляющие цены и выставить оценки на основании каждого фактора. Такое исследование также поможет при разработке маркетинговой стратегии, так как вы будете понимать свои сильные и слабые стороны.
Если вы чувствуете, что ваш курс слишком слабый, а значит, дешевый по сравнению с продуктами конкурентов, вы всегда можете внести изменения перед запуском проекта.
Оцените результаты
Сложно поставить ценник на что-то нематериальное, но нужно постараться. Например, если вы продаете курс, после завершения которого студенты смогут начать карьеру в новом направлении, задайте себе следующие вопросы:
- Сколько денег заработают ученики после прохождения онлайн-курса благодаря полученным знаниям?
- Как они вырастут в профессиональном плане? Получат ли повышение быстрее после курса?
- Насколько продуктивнее станут?
Разумеется, ответы различаются в зависимости от тематики, но идея такова. Попытайтесь выяснить, каким образом и насколько ваш продукт меняет жизнь к лучшему. После того как вы определили выгоду в цифрах, можете оценить свой курс самостоятельно или попросить об этом потенциальных покупателей в опросах или интервью.
Например, студенты, которые проходят курсы в онлайн-школе программирования, работают над реальными проектами, прокачивают все необходимые хард и софт скиллы, а компания гарантирует трудоустройство со средней зарплатой $750. Такой результат точно стоит вложений.
Обоснуйте цену
Если вы сомневаетесь, правильно ли указали цену, попытайтесь ее обосновать. Представьте, как покупатель спрашивает, за что он платит, и вам нужно дать честный ответ. Если вы можете объяснить, почему продукт стоит своих денег, то все в порядке. Если нет, вам нужно понять реальную ценность курса и снизить стоимость или улучшить его.
Узнайте, как сделать онлайн-курс, который будет ценным для учеников и прибыльным для создателей.
Можно попробовать обосновать ценность своего инфопродукта перед другом. Это хороший способ определить, не занижена ли она. Также публикуйте отзывы студентов, которые являются социальным доказательством и подтверждают выгоды курса.
Предлагайте выбор
Если вы не можете решиться на установление высоких цен, потому что опасаетесь падения продаж, предлагайте клиентам различные варианты. Создайте курс в версиях с разной ценностью — базовая, стандартная и премиальная. Например, базовая версия содержит ограниченную информацию, нет доступа к сообществу. Стандартный тариф включает полноценный курс и доступ к сообществу в виде закрытого Телеграм-канала. В премиум-версии дополнительно доступны индивидуальные консультации и живые вебинары.
Такая стратегия позволит попасть в различные сегменты аудитории и не переживать слишком сильно, что цену премиум-версии посчитают завышенной. Также возможны и любые другие варианты: скажем, онлайн-курс, курс в записи и индивидуальные занятия, как в примере ниже.
Продолжайте тестировать
Нет необходимости устанавливать цену раз и навсегда, тем более если это ваш первый подобный опыт. Вы можете указать комфортную для себя стоимость и далее смотреть на отзывы и продажи. Если оценки клиентов хорошие, можно увеличивать ценник до тех пор, пока это не отражается слишком негативно на уровне продаж. Также не будьте чересчур критичны к своему продукту при первом выставлении цены.
Предпродажа — отличный способ определить верную стоимость. Вы можете предлагать разные цены в зависимости от того, когда люди покупают курс, и оценивать спрос по каждому предложению. Также предпродажа позволяет понять, насколько аудитории в целом интересен ваш контент, и имеет ли ваш продукт потенциал.
Читайте также: «Техники и схемы продажи инфопродуктов».
Определите самостоятельно, сколько брать за онлайн-курс
Необходимо понять реальную ценность курса, исходя из всех составляющих цены, и проанализировать конкурентов, чтобы определить, реалистична ли ваша оценка.
Хотя установление цены — важный вопрос, но ее можно изменить, когда вы лучше изучите рынок, поэтому не стоит слишком сильно переживать по этому поводу. Устраивайте опросы и анализируйте отзывы, чтобы понять, является ли цена адекватной. Если все рецензии положительные, возможно, стоит рассмотреть вопрос о повышении стоимости. Полезно время от времени тестировать компоненты нового курса, включая цены.
Хотите уделять больше внимания созданию контента, а не решению технических вопросов на платформе? Попробуйте конструктор для создания онлайн-курсов от SendPulse — с ним не придется тратить много времени на настройки. Улучшайте функциональность курса и качество оформления и сокращайте количество усилий.
Также вас могут заинтересовать другие наши инструменты автоматизации бизнеса: сервисы email, SMS и Viber-рассылок, чат-боты для мессенджеров, браузерные уведомления, бесплатная CRM, конструктор сайтов и мультиссылок.