После того как пользователь вводит запрос, поисковая система подбирает подходящие результаты и выводит их на экран. Основной фактор, влияющий на попадание страниц в выдачу, — это релевантность — когда в содержимом есть то, что отвечает запросу.
В этой статье мы скажем, что означает релевантность страниц сайта, как ее определяют поисковики. А также как проверить релевантность страницы и оптимизировать ресурс, чтобы его видели потенциальные клиенты.
Содержание:
Что такое релевантность страницы
Релевантность — это соответствие найденной информации цели поиска. Страница считается релевантной запросу, если в ее содержимом есть ответ на вопрос пользователя, нужная информация или решение.
У поисковых систем есть специальные алгоритмы, которые помогают формировать релевантную выдачу по каждому обращению пользователя. Чтобы ранжирование было эффективным, необходимо:
- точно определить интент запроса — намерение, которое за ним стоит;
- правильно интерпретировать тематику и содержимое страниц в индексе;
- выбрать варианты, содержимое которых отвечает интенту запроса.
Пример: пользователь вводит фразу «купить столик для пикника». Поисковая система определяет интент запроса, в данном случае — совершить покупку, и предлагает в выдаче интернет-магазины и маркетплейсы, в ассортименте которых есть аналогичный товар. На изображении выделены ключевые слова, которые помогли Google определить страницы в качестве релевантных.
Для релевантности поиска Google и «Яндекс», как правило, распределяют URL по степени совпадения запроса с содержимым страницы. Также на место сайта в выдаче влияют другие критерии: уровень его оптимизации, авторитет домена, качество и популярность контента, удобство для пользователей и так далее.
Что влияет на релевантность сайта
На восприятие страниц как релевантных влияют внутренние факторы, касающиеся содержимого сайта, и внешние — ссылки, которые на него ведут с других ресурсов (бэклинки). Рассмотрим их подробнее.
Внутренние факторы
Подходящие ключевые слова. Ключевые слова — это фрагменты текста на странице, совпадающие с поисковыми запросами. С их помощью система находит релевантные ресурсы.
Чтобы сайт отображался в выдаче, для начала необходимо изучить статистику обращений пользователей к поисковой системе в заданном регионе. Затем нужно выбрать перспективные запросы, которые отвечают цели компании, и использовать их в содержимом сайта в качестве ключевых слов.
Один из способов получить статистику запросов — сервис «Яндекс.Вордстат». При вводе ключа, характеризующего товары или услуги, например «мебель для пикника», отображается список запросов, содержащих исходную фразу, или похожих на нее: «набор мебели для пикника», «складная мебель для пикника», «стол туристический».
Оптимизация контента. Адаптация страниц под поисковые запросы будет эффективнее, если при добавлении ключевых слов следовать определенным рекомендациям и правилам. Google и «Яндекс» борются с ресурсами, которые манипулируют результатами поиска. Высокая концентрация (плотность) ключей на странице может негативно повлиять на ее позиции, поэтому они должны выглядеть в тексте естественно как для читателя, так и для поисковика.
Другой важный аспект — наличие ключевых слов в разных элементах страницы (HTML-документа). Для поискового робота текст, заголовки, URL-адрес, изображения — это разные виды информации, которые выделены в HTML-коде тегами. Слова и фразы в них позволяют лучше распознать тематику контента и определить его релевантность запросу.
Содержимое Title и Description. У каждой страницы есть заголовок (Title) и описание (Description), которые отображаются в выдаче. Поисковая система может сама генерировать их, в зависимости от запроса. В то же время, добавление текста с ключевыми словами в тег ‹title› и метатег ‹description› помогает поисковику определять, чему посвящена та или иная страница.
Внутренняя перелинковка. URL-адреса внутри ресурса взаимосвязаны друг с другом ссылками. На главной странице часто находятся ссылки на категории для быстрого доступа к ним, в тексте описания к разделу может быть ссылка на определенный товар или статью и так далее.
Большинство внутренних URL представлены в виде анкоров — текстовых ссылок, выделенных в общем содержимом. При нажатии на такое слово или фразу происходит переадресация. По текстам анкоров пользователи и поисковые роботы понимают, о чем целевая страница.
Например, страница сайта, предлагающего программы по изучению иностранных языков, содержит анкор «курсы английского языка за рубежом». Ключевое слово в анкоре служит дополнительным маркером релевантности, что повышает вероятность показов целевого URL по аналогичному запросу.
Внешние факторы
Тематика ссылающихся доменов. Сканируя страницу, поисковик учитывает бэклинки, направленные на нее с других ресурсов. Тематика ссылающихся площадок и тексты анкоров несут дополнительную информацию о содержимом целевого URL.
Чтобы формировать эффективную ссылочную массу, нужно придерживаться таких правил:
- находить тематические сайты для линкбилдинга;
- следить, чтобы бэклинки были размещены в близком по смыслу контенте;
- использовать в качестве анкоров запросы, релевантные посадочным страницам.
Например, внешняя ссылка на интернет-магазин мебели для пикника размещена на сайте для любителей активного отдыха. Она является частью статьи «Как организовать праздник на природе» и содержит анкор «мебель для пикника».
Качество ссылочной массы. Чтобы бэклинки приносили ресурсу больше пользы, кроме сходства содержимого важен авторитет сайтов-доноров. На него влияет совокупность параметров: объем и качество его ссылочного профиля, рейтинг домена и отдельных страниц. При выборе авторитетных площадок для размещения обратные ссылки будут иметь больший вес, улучшая видимость продвигаемого сайта.
Как повысить релевантность страниц
Чтобы сайт ранжировался по запросам целевой аудитории, нужно подобрать ключевые слова, совпадающие с запросами, и добавить их в его содержимое. Если ресурс уже наполнен контентом, можно проверить сайт на релевантность. В этом разделе мы расскажем, как анализировать и повышать релевантность страниц, используя внешние и внутренние SEO-факторы.
1. Проверить, есть ли на сайте релевантные страницы
С помощью расширенного поиска Google и Яндекс можно узнать, если на сайте информация, отвечающая запросу. Для этого необходимо указать оператор site: и доменное имя. Результаты ранжирования будут зависеть от того, насколько страницы релевантны введенной фразе. После этого будет полезно провести детальный анализ их содержимого и улучшить оптимизацию.
Например, интернет-магазин продает товары для активного отдыха. После ввода фразы «костюм для дайвинга», оператора site: и домена поисковик отобразил на экране релевантные URL.
2. Анализировать релевантность содержимого страниц
Есть специальные онлайн-инструменты для проверки релевантности страницы, которые помогают улучшить качество оптимизации.
Например, при использовании опции «SEO-проверка страницы» в сервисе SE Ranking происходит сканирование содержимого по указанному URL. Полученный отчет содержит рекомендации, как повысить релевантность страницы запросу. Ниже приведены элементы страницы, на которые нужно обращать внимание.
- Ключевые слова в заголовках текста
Заголовки и подзаголовки страницы относятся к тегам типа ‹h› и имеют нумерацию в зависимости от их иерархии внутри текста: h1, h2, h3 и так далее. Они являются акцентами, обобщающими отдельные блоки контента.
Теги ‹h› помогают поисковикам верно интерпретировать информацию на странице. Поскольку заголовки имеют более высокий приоритет по сравнению с остальным текстом, их можно использовать для размещения запросов высокой и средней частотности в точном вхождении. Проверьте, содержат ли заголовки страницы ключевые слова, релевантные запросам, и при необходимости внесите в них изменения.
В приведенном ниже примере в заголовки добавлены такие ключи, как «гидрокостюмы для дайвинга», «гидрокостюмы», «стоимость гидрокостюмов».
- Наличие и расположение ключей в Title и Description
Обратите внимание, есть ли нужные фразы в теге ‹title› и метатеге ‹description›. Поскольку количество символов в Title и Description, которые могут попасть в сниппет, ограничено, их первая часть приоритетна. При добавлении ключевого слова, его лучше размещать в начале заголовка и описания.
- Наличие ключевого слова в URL
Семантический URL, когда вместо набора символов адрес содержит связку слов, помогает пользователям и поисковикам получить представление о содержимом страницы. Ключевая фраза в URL-адресе будет дополнительным указателем при определении релевантности.
- Использование ключевых слов для оптимизации картинок
Тег изображения может содержать атрибут Alt, который выполняет функцию краткого описания к визуальному файлу. Alt-тексты — это дополнительная информация о тематике и релевантности контента для робота. Кроме того, ключевые слова в атрибуте Alt позволяют поисковикам ранжировать изображения, как отдельные элементы, в специальном разделе выдачи «Картинки».
- Наличие на странице поискового запроса в точном вхождении
В настоящий момент точное вхождение ключевой фразы в тексте, когда она полностью совпадает с запросом, не является обязательным критерием релевантности. Поисковые системы могут сопоставлять контент страницы с запросом по отдельным словам.
Например, по запросу «курсы английского» может отображаться страница, на которой слова «курсы» и «английского» размещены не в виде точного вхождения, а отдельно друг от друга.
В то же время, точное вхождение ключа может иметь преимущество, когда поисковик определяет страницу как наиболее подходящий результат по аналогичному запросу, и отображает ее на более высоких позициях.
- Размещение ключевого слова в начале текста
Самые важные фразы лучше добавлять в верхнюю часть текста — в числе первых 100 слов, поскольку поисковая система обычно воспринимает контент вверху страницы, как приоритетный, и наоборот.
- Плотность ключевого слова
Это частота использования на странице определенных фраз. Параметр представляет собой соотношение повторов ключевого слова к общему количеству слов в тексте, указанное в процентах.
Слишком высокая плотность ключей может быть признаком заспамленности страницы и негативно влиять на ее восприятие поисковиками. Четких стандартов относительно плотности ключевых слов нет, но многие SEO специалисты придерживаются значений 3-7%.
3. Выбирать подходящие домены для внешних ссылок
Чтобы бэклинки приносили сайту пользу и помогали поисковикам определять его как релевантный, нужно уделить внимание выбору ресурсов для размещения ссылок.
При выборе тематических площадок поможет мониторинг выдачи по целевым запросам и анализ сайта конкурентов. Среди доменов в результатах поиска и ссылочном профиле аналогичных ресурсов можно найти популярные тематические сайты или блоги, которые читает целевая аудитория. Эти варианты подойдут для аутрича — метода линкбилдинга, когда размещение обратных ссылок происходит по договоренности с владельцем сайта-донора.
Перед тем, как разместить внешнюю ссылку, нужно оценить качество домена и страницы. Ссылки, направленные с тематических и надежных ресурсов, выглядят естественно и приносят больше пользы для продвижения. Ниже приведены основные критерии, которые стоит учитывать.
- Domain Authority и Page Authority
Авторитет домена (Domain Authority) и авторитет страницы (Page Authority) — это метрики, разработанные SEO-платформой Moz. Значение каждой их них от 0 до 100, и чем оно выше, тем лучше.
Алгоритмы, анализирующие авторитетность сайтов и страниц, учитывают различные факторы: популярность контента среди пользователей, количество и качество бэклинков, релевантность исходящих ссылок, конкуренцию в нише.
- Citation Flow и Trust Flow
Поток цитирования (Citation Flow) и поток надежности (Trust Flow) относятся к метрикам сервиса Majestic. Citation Flow говорит об объеме ссылочной массы и «весе», который она приносит домену, а Trust Flow — о качестве бэклинков, то есть насколько высокий уровень доверия у сайтов, которые цитируют домен, и нет ли злоупотреблений с размещением обратных ссылок на сомнительных площадках.
Оба параметра используют в связке друг с другом. Они могут иметь значение от 0 до 100. В результате потоки цитирования и надежности дают понимание, насколько ценным для сайта будет бэклинк.
- Domain Rank и URL Rank
Рейтинг домена (Domain Rank) и рейтинг страницы (URL Rank) разработаны сервисом Ahrefs. Их значение может быть от 0 до 100. На рейтинг домена/страницы влияет ссылочный вес — количество и качество бэклинков. В свою очередь, домены и страницы с высоким рейтингом повышают вес исходящих ссылок и приносят больше пользы тому сайту, который они цитируют.
Заключение
Релевантность страницы запросу — это соответствие ее содержимого цели пользователя. Алгоритмы поисковых систем направлены на то, чтобы показывать на экране наиболее подходящие результаты. Оптимизация сайта с использованием ключевых слов помогает Яндексу и Google определять его, как релевантный, и отображать по запросам потенциальных клиентов.
Чтобы повысить релевантность, нужно:
- добавлять ключевые слова в текст, ближе к началу страницы;
- использовать ключевые слова в таких элементах страницы, как URL-адрес, заголовки h, атрибуты alt к изображениям;
- добавлять ключи в заголовки Title и описания Description;
- наращивать ссылочную массу за счет бэклинков, размещенных на тематических площадках.
Для повышения качества оптимизации необходимо проводить аудит плотности ключевых слов в тексте, избегая слишком частых повторений. Также полезно анализировать сайты-доноры по показателям их авторитетности и популярности. В этом помогут онлайн-инструменты для SEO.