Из-за карантина покупательская способность падает — по данным опроса HeadHunter, зарплата снизилась почти у каждого второго. Параллельно люди засели по домам — с конца марта количество сотрудников, перешедших на полную удаленку, выросло в пять раз.
Тем временем в России и Украине понемногу снимают ограничения. Частично открываются торговые центры, общественный транспорт, начинают работать закрытые на это время компании. Бизнес выходит из карантина, но со значительными потерями — кто-то не пережил закрытие, кто-то выживает из последних сил.
В этой статье мы собрали много статистики и советов, как быть бизнесу после коронавируса. Расскажем, как бизнесу выходить из карантина, как вернуть покупателей, и какие направления будут перспективными.
Содержание:
- Какой бизнес будет актуален после коронавируса
- Бизнес после коронавируса: интернет-торговля и доставка
- Бизнес после коронавируса: онлайн-обучение
- Бизнес после коронавируса: консультации с продажей товаров
- Бизнес после коронавируса: офлайн-развлечения
- Бизнес после коронавируса: аренда загородной недвижимости
- Как вывести бизнес из карантина
- Определиться со стратегией выживания
- Переехать из торгового центра
- Внедрять онлайн-торговлю с доставкой
- Разработать новые направления
- Рассказать всем о начале работы
- Бизнес после коронавируса: что стоит запомнить
Какой бизнес будет актуален после коронавируса
Начинать бизнес после коронавируса — рискованно, но можно. Нужно понимать, какие бизнес-идеи будут востребованы, следить за тенденциями рынка и анализировать, что нужно людям. Мы изучили рынок, поговорили с экспертами и собрали несколько перспективных направлений.
Бизнес после коронавируса: интернет-торговля и доставка
Доставку на дом теперь заказывают чаще. Например, российский рынок онлайн-продажи продуктов, по оценке аналитиков, может увеличиться в 2020 году в 3,3 раза по сравнению с 2019-м.
В бизнес интернет-торговли после карантина могут выходить локальные игроки. Например, в Чернигове появился онлайн-супермаркет Sello, который продает и доставляет товары первой необходимости — продукты, товары для дома и животных.
Малый бизнес после коронавируса может заняться непосредственно курьерскими услугами. Украинский сервис заказа услуг Kabanchik.ua показал статистику по заказам до и во время карантина: спрос на доставку продуктов вырос в пять раз, лекарств — в четыре.
Бизнес после коронавируса: онлайн-обучение
Статистика показывает, что отдыхать на карантине многим надоело. С начала апреля по середину мая спрос на онлайн-обучение растет: в целом прирост запросов на дистанционное образование по крупным городам России составил 42%. Вероятно, спрос останется, так что образовательный бизнес в онлайн-формате будет востребован после карантина.
Бизнес после коронавируса: консультации с продажей товаров
Карантин отрезал доступ к салонам красоты, развлечениям для детей, ремонтным услугам — всему, что делало нашу жизнь проще, красивее и веселее. Но нам по-прежнему нужно делать мелкий ремонт, стричься, чем-то занимать детей. Для этого нужны две вещи — знания и инструменты.
Например, вот как подскочило количество запросов по фразе «как снять гель лак в домашних условиях»:
Соответственно, бизнес-идея на карантин и после — создать обучающий материал о снятии гель-лака и предложить готовый бокс с нужными расходниками и инструментами с доставкой на дом. Аналогично с детскими развлечениями: снять серию видео, как развлечь детей дома, и предложить сопутствующие товары — DIY-набор для создания игрушек, настольную игру, веселые костюмы и так далее.
Бизнес после коронавируса: офлайн-развлечения
Постепенно, когда мир начнет приходить в норму и карантинные ограничения будут сняты, можно организовать офлайн-бизнес в развлекательной сфере.
«Люди перенасытились онлайном, потому что альтернативы не было. Я думаю, после карантина будет популярно в первую очередь все, что связано с развлечениями — кинотеатры, кафе, квест-комнаты. Люди изголодались по общению вживую. Ждут открытия детских кружков, куда можно записать ребенка. Образование — много было курсов в онлайне, люди пресытились, хотят нетворкинга, встреч, мероприятий.
Но через месяц-два тенденция онлайна опять вернется. Для онлайна был хороший скачок из-за карантина, я думаю, что это развитие продолжится после временного спада».
Бизнес после коронавируса: аренда загородной недвижимости
Еще в начале карантина количество запросов на аренду загородной недвижимости резко подскочило: многие хотели «пересидеть» опасный период за городом, вдали от людей.
Сейчас количество запросов идет на легкий спад, но приближается лето, и с ним сезонный спрос на дачи, коттеджи и прочую недвижимость за городом. Новый бизнес после коронавируса можно посвятить сдаче такой недвижимости в аренду — если есть возможность, сделайте это сезонным проектом.
Как вывести бизнес из карантина
В этом разделе — советы о том, как бизнесу выходить из карантина.
Определиться со стратегией выживания
Выход бизнеса из карантина начинается со стратегии. Условно ваша компания попадает в одну из трех групп:
- Выживальщики — офлайновые компании, которые на время карантина максимально свернули работу и заморозили бюджеты, например, туризм, перевозки, спортклубы. Подушки безопасности нет или она минимальная.
- На плаву — часть работы была в онлайне или удалось быстро перенести. Есть небольшой поток клиентов, который помогает отбивать текущие затраты на бизнес, есть небольшая подушка безопасности.
- Все хорошо — вы работали в онлайне и до карантина, поток клиентов снизился незначительно или вырос, у вас есть подушка безопасности.
Оцените все свои ресурсы и состояние компании. Подумайте о перспективах: чего вы хотите достичь и что боитесь потерять, и соответственно выбирайте стратегию, как вашему бизнесу выходить из карантина.
Разумно будет не тратить время на долгосрочное планирование — никто не может предсказать, что будет даже через пару месяцев, не говоря уже о конце года. Разрабатывайте короткие планы — неделя, месяц. Если занимаетесь новыми проектами, пусть это будут короткие спринты, чтобы быстро внедрить и сразу отслеживать результаты.
«Нужно понимать, что кризис по-разному затронул разные сферы бизнеса. Есть те, кто был совсем на стопе во время карантина. Есть те, у которых продажи просели существенно — по нашим клиентам мы наблюдаем динамику от 20 до 40%. И есть те, кто вырос. Поэтому первый вопрос, на который мы должным ответить — к какой из сфер мы относимся.
Универсальный совет, который подойдет для всех тематик — спросить своего клиента: чем я могу тебе сейчас помочь? В самом начале карантина мы провели опрос среди клиентов. Многие говорили, что digital бюджет точно не будут расширять, обучение пока неактуально, хотят дождаться какой-то ясности. В ответ на вопрос — чем мы можем быть полезны, часто звучала фраза «помогите перевести ивенты в онлайн». Помогите сделать то, что вы делаете уже 7 лет как образовательная платформа, нам нужно обучать дилеров, партнеров, клиентов, научите нас делать онлайн-ивенты. И несколько больших корпоративных проектов на эту тему, которые мы сейчас реализовываем, — это то, что позволило нам довольно ровно пережить кризис и эти два месяца карантина.
С точки зрения рекламных активностей нужно понимать, что имеет смысл в первую очередь понизить бюджеты на медийку — это баннеры, видеореклама, реклама в соцсетях. Лучше сфокусироваться на тех вещах, которые приносят прямую конверсию — это поисковые рекламные кампании, всевозможные ремаркетинги, аудиторные решения. Но нужно помнить, что если вы “прикрутите краник рекламы” и потом его не “открутите” назад, с большой вероятностью вы потеряете довольно большой входной поток клиентов, которым на вызревание необходимо время, и это нужно учесть».
Переехать из торгового центра
С введением карантинных мер посещаемость торговых центров резко упала: люди приходят сюда только ради супермаркетов, аптек и пары открытых магазинов. Соответственно, поток клиентов и в эти точки снижается — проще зайти в магазин или аптеку у дома, а то и вовсе заказать с доставкой.
Конечно, со снятием ограничений люди будут чаще посещать моллы, но надеяться на прежний поток клиентов не стоит: согласно исследованию компании GFK, как минимум 33% покупателей намерены реже бывать в ТЦ и после карантина. Стоит учесть и клиентов, у которых нет личного автомобиля — они могут избегать общественного транспорта, а это ограничивает перемещение зоной вокруг дома. Подумайте — может, стоит переехать в более людное место, поближе к вашей ЦА?
Внедрять онлайн-торговлю с доставкой
За время пандемии в России с 30 до 50% выросло число малых и средних компаний, которые решили заняться онлайн-торговлей. Существующие интернет-магазины рунета показывают рост заказов, согласно данным исследовательского агентства Data Insight. Показатели резко упали в конце марта — вероятно, это было связано с объявлением первой нерабочей недели в России из-за вируса. Но с тех пор и количество заказов, и их объем в деньгах постепенно растут.
Вероятно, что люди привыкнут к интернет-торговле и продолжат покупать онлайн. Например, планово закупать продукты удобно именно с доставкой — можно просто раз в неделю повторять свой обычный заказ.
Обратите внимание! Быстро организовать магазин можно в соцсети, например, продавать через аккаунт в Instagram. Если у вас уже есть интернет-магазин, изучите статью о пяти инструментах для его продвижения.
«Мы сейчас наблюдаем полную трансформацию всего, что делали, и с акцентом в онлайн. Например, американский ритейл, самый большой и денежный рынок: до кризиса проникновение ecommerce в жизнь американцев составляло 14%, 86% по-прежнему были в “кирпиче”. Динамика ecommerce была 1-2% в год, прирост был мучительный и тяжелый.
За два месяца коронавируса произошел скачок с 14 до 27%. Онлайн ворвался в жизнь тех, кто вообще не хотел с ним взаимодействовать. И если мы говорим конкретно про существующие ниши бизнеса — они никуда не денутся. Но онлайна будет становиться больше, и я посмотрел бы в первую очередь не на новые направления, а на то, как вы в вашем бизнесе можете применить онлайн».
Разработать новые направления
Если ваше направление бизнеса после карантина уже не так востребовано, ищите новые пути заработка. Как сделала компания TripMyDream — сервис по поиску авиабилетов, жилья и экскурсий для путешественников. Ребята создали комплексный курс по интернет-маркетингу, опираясь на свой опыт продвижения компании, спикерами выступают сотрудники.
Желательно, чтобы новое направление было востребовано именно в условиях пандемии. Согласно исследованию компании Edelman, 89% покупателей будут рады, если компания переключится на продукты и услуги, которые помогают пережить это время. Еще 54% не обращают внимание на новые продукты, если они также не направлены на решение текущих проблем.
«Мы привыкли: если кризис — все пропало. На самом деле нет, это возможность найти что-то новое, как-то отличаться. Подумай, чем ты можешь быть полезен людям сейчас, что альтернативного сделать, как расширить бизнес, может, параллельно начать другой проект. Нужно воспринимать кризис как возможность».
Рассказать всем о начале работы
Рассказывайте по всем каналам, что вы работаете или открылись и принимаете меры предосторожности, пишите о возможностях онлайн-заказа. Покажу несколько примеров.
Email рассылка от зоомагазина «Четыре лапы» о бесконтактной доставке. В письме компания рассказывает, как можно бесплатно, быстро и безопасно получить товары на дом.
Пост в соцсети от торгово-развлекательного центра «Голливуд». Центр восстанавливает продажи после карантина и выбрал стратегию с девизом «Безопасность и скидки» и каждый пост подстраивает под нее. Классно, что каждая публикация проиллюстрирована собственными фотографиями в тему, это внушает доверие.
Нужно понимать, что даже открытие магазинов не привлечет волну клиентов. Люди пока напуганы: боятся заразиться, боятся тратить деньги, потому что не уверены в будущем. Так что работайте с этими страхами — предлагайте скидки, пишите о мерах безопасности, вовлекайте любыми этичными способами.
Рассылка через чат-бот от кафе «Цапа». Заведение возобновило работу с «Мистер Ам» — агрегатором доставки еды, и рассказало об этом через чат-бота.
Бизнес после коронавируса: что стоит запомнить
Карантин изменил привычный уклад людей. Они стали больше покупать онлайн, опасаются людных мест и делают самостоятельно многие вещи, за которыми раньше обращались к специалистам.
Какие бизнес-идеи будут востребованы после коронавируса:
- интернет-торговля с доставкой, курьерские услуги;
- онлайн-обучение;
- онлайн-консультации с параллельной продажей товаров;
- офлайн-развлечения;
- аренда загородной недвижимости.
Если вы хотите возродить бизнес, который был закрыт на время карантина, работайте пошагово:
- Определите, в какой группе риска ваша компания — выживает из последних сил, держится на плаву или нормально адаптировалась к ситуации. Соответственно подумайте, чего вы хотите достичь и что боитесь потерять, и составляйте стратегию. Двигайтесь короткими спринтами, не планируйте надолго.
- Если вы работаете в ТЦ — проанализируйте поток посетителей. Если он критически снизился, подумайте о смене локации на более проходимое место.
- Внедряйте онлайн-торговлю. Тренд на развитие онлайна немного спадет со снятием карантина, но потом возобновится.
- Разрабатывайте новые направления. Подумайте, чем вы можете быть полезны клиентам в сложившейся ситуации.
- Оповещайте о том, что начали работать и стараетесь максимально обезопасить посетителей. С этим поможет SendPulse — регистрируйтесь и объединяйте email, чат-боты, SMS, Viber и push сообщения на одной удобной платформе.