Бриф (с англ. Brief — инструкция, сводка) — это документ, в котором заказчик совместно с исполнителем прописывают задачи, уточняют предстоящие этапы работы и разбирают возможные технические нюансы для того, чтобы быстро создать общий, понятный всем сторонам контекст, быть на одной волне в проекте.
Давайте рассмотрим, для чего нужно использовать бриф и чем он поможет в ведении дел.
Чем полезен бриф?
Как организационная техника, бриф помогает осуществлять следующие задачи:
- разделяет задачу на составные этапы, благодаря чему с ней удобнее работать;
- создает общий контекст для всех участников процесса;
- помогает выделить основную информацию о задаче, таким образом ускоряет ее реализацию и экономит время;
- приводит ожидания заказчика и исполнителя к единому знаменателю;
- помогает подобрать ключевые метрики, которые нужно будет мониторить, чтобы оценить успешность выполнения работы.
Составление брифа требует времени и вдумчивости. Некоторые заказчики, которые привыкли объяснять задачу на пальцах, могут отказаться от составления брифа, что для многих исполнителей является красным флагом. Может показаться, что составление брифа ведет к дополнительным затратам, но на самом деле, это необходимая привычка в ведении дел, которая упрощает жизнь заказчику, исполнителям и будущим клиентам.
Давайте теперь рассмотрим, какие существуют виды брифа.
Виды брифа
В зависимости от области применения бриф разделяют на следующие виды:
- Медиа-бриф используют для планирования и запуска рекламной кампании.
- Креативный бриф — для создания продукта, разработки нужного образа товара, подготовки сопутствующих рекламных текстов, видео, аудио.
- Экспертный бриф — для создания и выведения на рынок торговой марки, одним из этапов которого является проведения маркетингового исследования.
- Дизайнерский бриф — для определения желаемого результата от дизайнерского проекта.
- Бриф для создания сайта, лендинга, мобильного приложения, для разработки ПО и т.д.
- Бриф-анкета, как запрос на получение более детальной информации о предстоящей сделке.
Изначально, бриф использовали в рекламной сфере, но, спустя время, и в других сферах бизнеса люди начали понимать, насколько полезным и необходимым инструментом является бриф. Поэтому к нему начали прибегать во всевозможных нишах.
Давайте теперь рассмотрим, как создать бриф.
Как создать бриф
В создании брифа, как правило, участвуют две стороны: исполнитель составляет его, то есть выделяет все необходимые аспекты, нюансы и вопросы для выполнения работы, а заказчик заполняет бриф. Хорошо продуманный бриф должен содержать следующие пункты.
- Концепция. Определяет идею и ценность продукта.
- О клиенте. Здесь описывается портрет клиента, его деятельность и интересы.
- Технические характеристики. Если бриф используется для создания сайта, то нужно выяснить, какую нагрузку должен выдерживать сервер сайта и из скольких страниц он должен состоять. Если речь идет о написании статьи, важно определить размер, стиль текста, и т.д. В зависимости от ниши и задачи, этот пункт будет отвечать на разные вопросы.
- Аудитория. Тут нужно выделить целевую аудиторию, которой в итоге будет предлагаться продукт.
- Каналы коммуникации. В этом пункте определяют, через какие каналы лучше всего представить продукт потенциальному покупателю.
- Дедлайн. В этом пункте нужно указать крайние сроки выполнения работ.
- Оплата. Здесь определяется общий бюджет проекта и плата за исполнение работ.
- Контактная информация. В этом пункте указывается ответственное лицо со стороны клиента.
Структура брифа может меняться в зависимости от типа бизнеса заказчика, продукта, требований исполнителя. Ознакомьтесь с руководством по составлению брифа от программы «Культура и Креативность», которое дает более глубокое понимание о структуре брифа.
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое бриф, понимаете его важность, знаете его виды и умеете составлять и заполнять его!
Обновлено: 15.02.2024
или