Тайный покупатель — это метод исследований, который компании используют, чтобы оценить покупательский опыт и работу сотрудников в торговой точке.
Давайте рассмотрим, для чего используют метод тайного покупателя.
Для чего нужен тайный покупатель
- Мониторить качество обслуживания клиентов
- Выявлять профессиональный уровень сотрудников
- Анализировать качество обслуживания у конкурентов
Метод исследования «тайный покупатель» используется владельцами бизнеса для следующих целей.
- Мониторить качество обслуживания клиентов. Если применять эту технику постоянно, например, несколько раз в месяц, можно понять, насколько качество обслуживания соответствует вашим требованиям и меняется ли оно после того, как вы указываете сотрудником на возможности для улучшения.
- Выявлять профессиональный уровень сотрудников. Важно понимать, насколько сотрудники компетентны и могут помочь клиенту с выбором. Для этого продавцы должны хорошо знать ассортимент, быстро проверять его наличие на складе, знать, из каких продуктов готовятся блюда в их ресторане, и прочее.
- Анализировать качество обслуживания у конкурентов. Иногда этот метод используют, чтобы сравнить обслуживание в своем магазине с магазинами конкурентов. При этом тайный покупатель не должен делать ничего, что может принести урон репутации магазина или заведения, потому что тогда это превращается в неэтичный метод конкуренции.
Данный метод не заменяет другие методы оценки качества работы персонала, такие как аттестация, тестирование, наблюдение, а дополняет их. Давайте рассмотрим, что входит в компетенцию тайного покупателя.
Как работает метод тайного покупателя
- Постановка цели
- Составление брифа на исследование
- Определение объекта исследования
- Определение критериев оценивания
Организация исследования по методу тайного покупателя состоит из следующих этапов.
Этап 1: Постановка цели
Определитесь, для чего вы хотите провести исследование «тайный покупатель». Оно может быть комплексным и иметь несколько целей. Например: «Мониторинг обслуживания клиентов в 5 основных торговых точках».
Этап 2: Составление брифа на исследование
В не зависимости от того, проводите ли вы это исследование своими силами или делегируете его исследовательскому агентству, нужно составить детальный бриф. Это нужно для того, чтобы вся информация о целях и задачах находилась в одном документе, и каждый человек, которому надо ознакомиться с деталями, мог это сделать быстро.
В бриф исследования «тайный покупатель» входят следующие пункты:
- длительность исследования;
- количество торговых точек, которые участвуют в нем;
- количество и частота проверок на одной точке;
- требования к тайному покупателю, то есть профессиональные параметры и в некоторых случаях внешний вид;
- количество тайных покупателей, которые должны быть задействованы в исследовании;
- список необходимых для исследования документов, например, фотографии, видео и текстовый отчет;
- шаблон отчета, по которому тайный покупатель будет составлять свой.
Этап 3: Определение объекта исследования
Тайный покупатель мониторит качество обслуживания в сферах, где общение с клиентам имеет большое значение. Таким образом под его наблюдение могут попасть следующие категории работников (они же являются объектом исследования):
- продавцы и консультанты в физических магазинах;
- операторы телефонов в службе поддержки;
- онлайн-консультанты в чатах на сайте;
- менеджеры, которые обрабатывают обращения по электронной почте.
Этап 4: Определение критериев оценивания
Для определения качества работы сотрудников и уровня обслуживания клиентов важны следующие параметры:
- приветливость, доброжелательность сотрудников;
- дисциплина в торговой точке;
- внешний вид сотрудников и соответствие фирменному стилю компании;
- следование корпоративным стандартам обслуживания;
- чистота и порядок в помещении и на рабочих местах сотрудников;
- скорость обслуживания и профессионализм в работе с клиентом;
- знание ассортимента товара, а также состава и функционала продуктов.
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое исследовательский метод «тайный покупатель», зачем его используют и как его организовать.
Обновлено: 27.03.2023
или