Фандрайзинг — это привлечение денег и прочих ресурсов неприбыльной организацией для реализации определенного проекта или идеи.
Согласно принципам фандрайзинга, средства собирают не на саму организацию, а на конкретный проект, у которого есть целевая аудитория и от которого можно получить определенные ощутимые результаты. Основной целью фандрайзинга является привлечение людей с финансовыми возможностями — доноров — и налаживание с ними долгосрочных отношений. В идеале донор должен быть эмоционально вовлеченным в деятельность организации и при этом извлекать какую-то выгоду для себя в виде рекламы или новых клиентов.
Чтобы преуспеть в фандрайзинге, организация должна продать донору идею, близкую его жизненным взглядам и интересам. Если финансами донор не может помочь, то нужно выяснить, может ли посодействовать другими ресурсами.
Не существует стандартной формулы успешного фандрайзинга как и гарантий получить деньги по первому запросу, но если гореть своим делом, целеустремленно и методично работать над привлечением средств, это должно принести свои плоды.
Давайте рассмотрим, какие действия подразумевает под собой фандрайзинг.
Функции фандрайзинга
Организации должны решать следующие задачи, чтобы преуспеть в фандрайзинге:
- поиск потенциальных доноров;
- обоснование потребностей организации и поиск пересечений с интересами и возможностями потенциальных доноров;
- формирование, поддержка и развитие связей с донорами;
- формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации, приобретение авторитета.
Быть донором организации, которая решает эти задачи, может быть очень выгодно. Например, компания-донор может получить хорошую рекламу, паблисити, повысить узнаваемость бренда, усилить позиционирование. Кроме того, если организация, которая ищет средства на реализацию идеи, станет прибыльной, с ней можно будет договориться о партнерстве на выгодных условиях.
Давайте рассмотрим, как с помощью фандрайзинга можно добиваться поставленных целей.
Методы фандрайзинга
Организации и менеджеры по фандрайзингу привлекают ресурсы к своим проектам с помощью следующих методов.
- Краудфандинг. С помощью этого инструмента можно собирать большие суммы денег от неравнодушных людей по всему миру через интернет. Компания описывает свой проект, объявляет необходимую сумму и сроки реализации. Если денег собрали недостаточно, они возвращаются вкладчикам. Этим инструментом пользуются самые разнообразные организации — разработчики компьютерных игр, благотворительные фонды, научные исследователи, инженеры и так далее.
- Патронство. Этот метод обрел популярность в конце 2010-х с развитием площадки Patreon. На этом ресурсе организации и творческие личности, которые не хотят или не могут зарабатывать с помощью рекламы, предлагают эксклюзивный контент и личную благодарность в обмен на подписку и ежемесячный донат в фиксированном размере.
- Участие в проектах, финансируемых государством. Этот метод развивает партнерские отношения между государственными и независимыми структурами. Таким образом министерства науки, культуры, спорта выделяют средства на развитие и реализацию проектов, которые соответствуют задачам и целям конкретного ведомства.
- Участие в программах международных организаций. Научные и культурные институты предоставляют гранты, то есть одноразовую финансовую поддержку в случае, когда цели грантодателей и просителей сходятся. К примеру, Гёте-Институт был нацелен популяризировать немецкую культуру в регионах Украины, а Черниговский кукольный театр хотел поставить спектакль по Гайнеру Мюллеру, немецкому драматургу. Гёте-Институт оплатил постановку и перевод текста спектакля на украинский язык.
- Привлечение волонтеров. Это люди, которые готовы пожертвовать своим временем и поделиться профессиональными знаниями для совместного достижения благородных целей организации.
- Личные встречи с донорами. Этот метод очень эффективен, потому что, по сути один человек просит о помощи другого. Личная встреча обеспечивает близкий уровень общения и открывает большие возможности для создания долгосрочных партнерских отношений. С другой стороны, личные встречи требуют много времени и умения быстро донести свою идею и выгоду, которую потенциальный донор может получить взамен на участие в проекте.
- Привлечение с помощью таргетированной рекламы. С помощью этого инструмента можно привлекать людей, потенциально заинтересованных в проектах организации, а также лиц, принимающих решения. Таргетированная реклама эффективнее всего работает в таких соцсетях, как Facebook и Instagram, ведь эти платформы собирают массивы информации о своих пользователях.
- Организация аукционов, концертов, соревнований. Такие мероприятия позволяют одновременно встретиться со многими потенциальными донорами и донести им свои идеи. Тема мероприятия должна быть релевантной вашему проекту и деятельности доноров. Чтобы провести, к примеру, аукцион, нужно организовать помещение и кейтеринг, составить развлекательную программу и пригласить гостей. Подобное мероприятие требует финансовых вложений, поэтому его используют большие организации с высокой репутацией.
Выбирать методы фандрайзинга нужно в зависимости от целей и возможностей организации. Самыми простыми методами на старте могут быть краудфандинг и привлечение волонтеров, что отлично подходит для организации небольшого фестиваля или для реализации скромного в финансовом плане проекта, например, пошива мягких игрушек для детских домов.
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое фандрайзинг, и какими методами можно привлекать инвестиции для реализации идей.
Обновлено: 08.08.2023
или