Эффект Гиффена — это явление в экономике, при котором спрос на товар снижается вместе с понижением цены и наоборот — спрос повышается вместе с повышением цены вопреки основному закону спроса.

В этом видео доцент Высшей школы экономики на элементарных примерах объясняет эффект Гиффена и эффект Веблена, а также демонстрирует, какие товары могут быть подвержены этим экономическим парадоксам.

Эффект Гиффена назвали в честь экономиста Роберта Гиффена. Дело в том, что в 1840-х годах в Ирландии был катастрофически плохой урожай картофеля, который был поражен новой болезнью и сгнивал. Цена на картофель взлетела, что по закону спроса должно было привести к уменьшению спроса на этот продукт. Однако Гиффен заметил, что ирландцы стали покупать еще больше картофеля, чем прежде.

Причина оказалась простой: для Ирландии того времени картофель был основным продуктом, не имеющим альтернатив. По этой причине бедное население существенно сократило расходы на все остальные продукты, кроме картофеля, вместо того чтобы покупать в большем количестве другие овощи или мясо.

Таких случаев в истории много: от повышения спроса на хлеб при его подорожании у английских рабочих в 19-м веке до космического повышения спроса на медицинские маски и спирт во время пандемии коронавируса. Все эти случаи объединяет то, что они касаются малообеспеченной части населения во время кризисных ситуаций.

Давайте узнаем, какие явления могут привести к проявлению парадокса Гиффена.

Предпосылки для эффекта Гиффена

  1. Девальвация валюты
  2. Угроза кризиса
  3. Война
  4. Стихийные бедствия и техногенные катастрофы
  5. Неурожай
  6. Пандемия

Возникновение эффекта Гиффена — это свидетельство серьезных проблем в государстве или мире. Этот парадокс может проявиться в следующих ситуациях.

  • Девальвация валюты. Когда местная валюта дешевеет на фоне доллара США, реальный доход населения, то есть количество продуктов, которые люди могут купить на свою зарплату, падает. Если это доходит до критической стадии, может возникнуть эффект Гиффена, когда люди побегут на последние деньги затариваться гречкой про запас.
  • Угроза кризиса. Резкие политические заявления, угрожающие экономическими санкциями и войной, вызывают панику у людей, после чего они могут массово обменивать свою валюту на доллары и скупать товары первой необходимости.
  • Война. Это явление сокрушительно влияет на экономику. Цены на все продукты будут расти, и люди будут тратить все сбережения только на самое необходимое.
  • Стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Эти беды могут прервать нормальное течение жизни и влекут за собой экономический кризис.
  • Неурожай. Этот фактор ведет к подорожанию продуктов, но если им нет замены, то спрос на них лишь увеличивается.
  • Пандемия. Опасаясь того, что из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, перестанут работать предприятия, люди бросились покупать еду и средства личной гигиены. По мере того, как товар сметали с прилавков, цены повышались, что еще больше подстегивало людей, которые часто дрались за последний рулон туалетной бумаги.

Во всех этих ситуациях люди боятся, что необходимый товар в ближайшем будущем подорожает или вовсе исчезнет из магазинов, поэтому они покупают его в разы больше, чем нужно, отказываясь от более дорогих продуктов, например, от мяса и фруктов.

Давайте рассмотрим, какие товары подвергаются этому парадоксу.

Примеры товаров Гиффена

Товары Гиффена — это товары, на которые увеличивается спрос при повышении цены. Вот несколько примеров товаров Гиффена в разных странах.

  • Рис, чечевица, макароны. В некоторых регионах Китая эти товары подвергались эффекту Гиффена: когда цену на рис опустили с помощью субсидий, спрос на него упал. Как только субсидии отменили и цена поднялась, уровень спроса повысился.
  • Бензин. В США для многих автомобиль — незаменимая вещь. При повышении цен на бензин самые малообеспеченные люди покупают его про запас, опасаясь еще большего повышения цен.
  • Керосин. Он является товаром Гиффена для тех, кто использует его для отопления. В этом плане для керосина нет дешевой альтернативы. Дешевле купить много подорожавшего керосина, чем переделывать систему отопления под другое топливо.
  • Криптовалюта. Когда ценность одной из криптовалют растет, все больше людей хотят ее заполучить, рассчитывая на то, что цена будет продолжать расти.

Эффект Гиффена подвергают критике, потому что не всегда есть практические доказательства того, что те или иные товары подвержены этому парадоксу. Можно только с уверенностью сказать, что в кризисных обстоятельствах для определенных слоев населения в определенных регионах мира эффект Гиффена действует.

Поздравляем, теперь вы знаете, что такое эффект Гиффена и какие обстоятельства способствуют его возникновению.

Ресурсы

  1. В статье на Википедии вы узнаете, что такое товар Гиффена.
  2. В записках маркетолога вы узнаете о характеристиках товаров Гиффена.
  3. На сайте studme.org вы ознакомитесь с эффектами Гиффена и Веблена.
Также искали с "Эффект Гиффена"
Оцените, насколько полезна статья "Эффект Гиффена"

Оценка: 5 / 5 (11)

Новое

Начните пользоваться сервисом SendPulse прямо сегодня

Если вам интересно, что такое "Что такое эффект Гиффена: примеры", вам может быть интересен наш сервис рассылок.