Закон спроса и предложения — это один из основных законов экономики, который объединяет закон спроса и закон предложения.
Эти законы позволяют определить цену на товары, ведь она формируется на пересечении кривых спроса и предложения.
Согласно закону спроса, объем спроса увеличивается, когда цена снижается, и наоборот. Цена является основным фактором влияния на уровень спроса, но на него также влияют уровень достатка потенциальных покупателей, насыщенность и емкость рынка, сезонность и тренды, наличие товаров-заменителей и т.д.
Существуют исключения, при которых повышение цены на товары мотивирует спрос на них. Это называется эффектом Гиффена, а товары, которые попадают под это исключение, зачастую относятся к продуктам первой потребности.
Закон предложения строится на том, что при прочих неизменных факторах, повышение цены на товары вызывает увеличение предложения. Это обусловлено тем, что повышение цены позволяет производителю получить больше прибыли и ему становится выгодно сбывать больше товара. Однако, закон спроса действует на предложение как сдерживающий рычаг, так как при росте спроса рынок быстрее насыщается и необходимость в товаре снижается.
Помимо цены, на уровень предложения влияет наличие товаров-заменителей и дополняющих товаров, издержки и модернизация производства, объем и доступность ресурсов, необходимых для производства продукции и т.д.
Обновлено: 27.03.2023
или