Email маркетинг кажется довольно простой задачей. Пиши письма и отправляй их по собранной базе — получай переходы, покупки, любовь клиентов. В реальности все не так просто: до части получателей письмо может не дойти или попадет в спам. И если вовремя не принять меры, каждая следующая рассылка будет показывать результат хуже и хуже.
Если вы уже попали в такую ситуацию, не все потеряно! В этой статье рассказываем, как понять, что вы улетаете в папку «Спам», и даем надежную инструкцию, как оттуда выбраться.
Содержание:
- Как понять, улетают ли ваши рассылки в спам
- Что проверить, если рассылка автоматически уходит в спам
- Адрес отправителя
- Домен
- База адресов
- Частота рассылок
- График прогрева IP адреса или домена
- Контент писем
- Бонус — общение с поддержкой
- Как выйти из спама, если вас туда отправляют подписчики
- Отслеживайте пользовательские пометки «Спам»
- Рассказывайте, чего ждать от рассылки, и соблюдайте обещания
- Реактивируйте старую базу перед рассылкой
- Учитывайте пожелания пользователей
Как понять, улетают ли ваши рассылки в спам
Можно заранее оценить, какие шансы у вашего письма попасть в спам. Для этого есть два способа.
- Отправить себе тестовое письмо. Сделали письмо — сначала отправьте себе, посмотрите, все ли в порядке, затем рассылайте по базе. Можете завести несколько тестовых ящиков в каждой популярной почтовой системе и смотреть, где чаще всего письмо приходит в спам. Но учтите: при массовой рассылке в тех же системах письмо все равно может попасть в спам.
- Проверить письмо в специальном сервисе. Мы рекомендуем Mail-Tester: отправляете свое письмо на предложенную почту и сразу получаете результаты с рекомендациями, что можно поправить.
Что проверить, если рассылка автоматически уходит в спам
Если письма попадают в спам, то нужно вооружиться временем и терпением. Придется проверить все: начиная с домена, от имени которого уходит почта, до базы адресов и содержания писем.
Адрес отправителя
Для массовых рассылок нужен ящик на домене компании, например, info@mysite.com. Не подойдет адрес в общедоступной системе, который заканчивается на @mail.ru, @gmail.com, @ya.ru и подобные. Если у вас еще нет корпоративной почты, то настроить ее поможет наша статья «Как создать корпоративную почту со своим доменом».
Домен
Проверьте домен, которым заканчивается адрес корпоративной почты, в нашем примере это mysite.ru. У него должна быть хорошая репутация и все нужные настройки аутентификации.
Репутация — это поведение домена в прошлом. Если раньше от его имени рассылалось много спама, то домен мог оказаться в черном списке и новые рассылки рискуют тоже попасть в спам. Если репутация окажется плохой, то имеет смысл завести и прогреть новый домен — это будет быстрее, чем «обелять» старый.
Проверить репутацию можно с помощью сервиса Sender Score. Вбиваете IP или имя домена и получаете отчет. Репутация здесь измеряется в баллах от 0 до 100, показатель выше 70 считается приемлемым, выше 80 — отличным.
Регулярно мониторить репутацию домена также помогают постмастеры, они есть у каждой крупной почтовой системы. Например, в постмастере Google можно смотреть репутацию IP и домена и другие полезные данные, такие как количество ошибок доставки, жалоб на спам и прочего. Читайте на нашем блоге подробнее о том, как работают постмастера разных почтовых систем.
Если вы категорически хотите оставить старый домен, то придется постараться, чтобы снова заслужить доверие почтовых систем. Для начала с помощью нашей базы знаний проверьте, не попал ли ваш домен в черный список, а затем постепенно выполните все приведенные ниже рекомендации.
Аутентификация — это параметры, по которым почтовые системы определяют, что отправителю можно доверять и принимать его письма во «Входящие». Должны быть настроены эти записи:
- SPF — список серверов, которым вы доверяете рассылать вашу почту. Например, если пользуетесь сервисом для email рассылок, нужно будет добавить в SPF-запись этот сервис.
- DKIM — персональная цифровая подпись домена, которая прикрепляется к каждому письму.
- DMARC — настраивается, когда у вас уже есть SPF и DKIM. Если почтовая система по результатам проверки этих записей признает письмо поддельным, то поступит с ним так, как вы укажете в DMARC. Например, поместит в папку «Спам» или заблокирует.
Наличие этих записей можно проверить с помощью инструмента MXToolbox. Выбираете нужный вид проверки и вводите в это поле имя домена:
Если какие-то записи отсутствуют, настроить их поможет наша база знаний: читайте инструкции для создания SPF, DKIM и DMARC.
База адресов
Когда разобрались с доменом, пора почистить базу подписчиков. В ней должны быть только валидные адреса — существующие и действующие, то есть способные принимать и отправлять письма. При этом каждый подписчик в базе должен дать согласие на получение рассылки.
Каждая отправка на несуществующий ящик и непрошенное письмо, отправленное в спам, снижают репутацию отправителя. Это значит, что такие случаи влияют на доставляемость всех будущих рассылок. А еще это значит, что покупать базу адресов — верная дорога в черные списки.
Обратите внимание! Самый надежный способ собрать валидную базу — double opt-in. Пользователь оставляет вам свой адрес, вы присылаете на него письмо со ссылкой для подтверждения подписки. Если человек подписался по double opt-in, это гарантирует валидный email адрес и согласие получать рассылку.
Если у вас есть база адресов, согласных на рассылку, но не проверенных по double opt-in, с ней можно работать. Но предварительно нужно ее валидировать — то есть почистить от неработающих и несуществующих адресов. Как это сделать и с помощью каких сервисов, мы описали в статье про валидацию email адресов.
Частота рассылок
В email маркетинге важно соблюдать последовательность — сохранять тон и темп рассылок. Если вы отправили приветственное письмо, потом затихли на пару месяцев и вернулись с рассылкой по всей своей базе — не нужно гадать, почему половина рассылки попала в спам. Это вызовет негатив и со стороны почтовых систем, и у пользователей.
Безопасный способ начать рассылки — с небольшого объема писем, постепенно его увеличивая. Это работает и для нового домена, и для старого, с которого давно не отправлялись рассылки. Например, для базы на 100 000 адресов график прогрева может быть таким:
Мы подробно разбирали прогрев IP адреса — почитайте эти рекомендации, их также можно использовать для прогрева домена.
Важно! Когда выйдете на рассылки по всему объему базы, не теряйте темп — не стоит резко увеличивать или уменьшать количество писем.
Контент писем
Когда создаете контент письма, а потом верстаете его в email шаблон, нужно соблюдать следующие правила.
Для контента:
- Для первых рассылок соблюдайте соотношение текста и картинок примерно 20 на 80. Постепенно количество изображений можно будет увеличить.
- Избегайте спам-слов «заработок», «биткоин», ненормативной лексики, не пишите капсом, не используйте яркие и постоянно меняющиеся цвета шрифтов. Письма на русском можно проверить на спамность с помощью сервиса SpamTester.
- Не прикрепляйте файлы к письму, лучше дайте ссылки на них.
- Ссылки в тексте оформляйте как текст с гиперссылкой. Не вставляйте в текст «голые» url и ни в коем случае сокращенные ссылки.
Для верстки:
- Используйте только табличную верстку и не применяйте JavaScript, Flash, ActiveX, внешние CSS стили.
- Делайте версии письма шириной 600 и 320 px для десктопной и мобильной версии.
- Отправляйте письмо в двух вариантах: полном и только текстовом (plain text). Почтовая система сама выберет, какой показать в зависимости от возможности просмотра у получателя.
Бонус — общение с поддержкой
Вроде все сделали, а рассылки все равно попадают в спам? Пора пообщаться с поддержкой. Но прежде, чем задавать вопросы, придется покопаться в технической документации.
Изучите требования к отправке рассылок. В целом у всех крупных почтовых систем похожие требования: настроить аутентификацию отправителя, не спамить, ставить во все письма кнопку отписки, собирать базу через double opt-in и так далее. Но есть и отличия, так что если ваши письма уходят в спам в конкретной системе, для начала нужно прочитать ее требования. Мы уже описывали требования к рассылкам крупных почтовиков, в этой же статье вы найдете ссылки на их документацию.
Напишите в службу поддержки. Этот пункт — уже после того, как проштудировали требования. Вот куда писать поддержке в разных почтовых системах.
Форма Mail.ru — нужны будут сведения об отправителе, объемах рассылок, адрес почты для переписки с поддержкой, а также оригинал письма в формате msg/eml из папки «Спам» у получателя. Скачать оригинал можно здесь:
Форма Яндекс.Почты — здесь нужна контактная почта, подробное описание проблемы и уточняющие файлы. Рекомендуем сразу загрузить оригинал письма, которое попало в спам. Как и в предыдущих случаях, возьмите его из папки «Спам» у получателя: зайдите в «Свойства письма», скопируйте открывшийся код и сохраните его в текстовом редакторе. Для Macos можно использовать программу TextEdit, на Windows — Блокнот.
К обращению также следует сразу прикрепить результаты проверки технической корректности рассылки.
Форма Gmail — здесь потребуется имя и почта отправителя, краткое описание проблемы и кусочек кода письма с техническими заголовками. Вот, откуда брать заголовки:
При нажатии на кнопку попадете на страницу с кодом письма. Вам нужно скопировать код (ctrl+A / ctrl+C) и вставить его в форму. Обратите внимание, что Gmail не отвечает на заявки из формы! Эти обращения используются, чтобы улучшить механизм распознавания спама в системе.
Как выйти из спама, если вас туда отправляют подписчики
Email маркетинг помогает сформировать связь между брендом и подписчиком рассылки, превратить его в постоянного лояльного покупателя. Но если вы обманете ожидания, пришлете навязчивую рекламу или несколько раз одно и то же письмо, подписчик может вручную отправить вас в спам.
Такой исход плох для компании по двум причинам. Во-первых, пойдет насмарку вся работа маркетолога с этим лидом. Во-вторых, если вы продолжите слать письма туда, где вас уже пометили как спамера, это плохо повлияет на репутацию отправителя.
Отслеживайте пользовательские пометки «Спам»
Для этого нужно настроить отчеты FBL (feedback loop), тогда почтовая система будет пересылать вам обратно письма, которые пометили как спам. В письме не всегда будет указан адрес, с которого поступила жалоба, но можно будет по крайней мере проанализировать, что не так с письмом, если жалоб будет много.
Вот как настроить FBL:
- на Gmail — добавлять в каждое письмо служебный заголовок Feedback-ID.
Отчеты FBL не нужно настраивать, если вы пользуетесь сервисом рассылки, например, SendPulse. Сбор фидбэков обычно уже настроен на стороне сервиса и отображается в статистике рассылки.
Рассказывайте, чего ждать от рассылки, и соблюдайте обещания
Настройте серию приветственных писем, чтобы рассказать о компании, о том, что полезного будет в вашей рассылке и сколько писем в неделю вы будете присылать. Так вы начнете строить эмоциональную связь с подписчиком и сформируете у него правильные ожидания.
Реактивируйте старую базу перед рассылкой
Если у вас скопилось много адресов, на которые вы давно не писали, такую базу нужно реактивировать — напомнить подписчикам о себе и подготовить их к рассылке. Вот пример классической реактивационной цепочки из трех писем:
- напомнить о себе, предложить подтвердить подписку;
- спросить, на какие темы и как часто присылать письма;
- дать бонус за сотрудничество.
Полную инструкцию, как сделать рассылку по старой базе, читайте в нашей статье.
Учитывайте пожелания пользователей
Не путайте адресные базы — например, можно случайно отправить рекламу тем, кто подписался на новые статьи блога. Пишите только на те темы, которые интересны подписчику, и на те, которые могут быть интересны (с осторожностью).
Выделите время и разберитесь наконец с техническими настройками. Это не так сложно, как кажется. А главное, делайте максимально человечные рассылки — с действительно полезным контентом, учитывая интересы и пожелания подписчиков. С SendPulse это просто и удобно!