Неценовая конкуренция — это метод борьбы за внимание и лояльность покупателей через повышение качества продукции, улучшение ее характеристик, совершенствование дизайна и так далее. Этот подход полностью исключает снижение цены для повышения конкурентоспособности.
Когда используют неценовую конкуренцию
Неценовая конкуренция подразумевает соревнование с другими компаниями всеми возможными способами кроме снижения цены. Для повышения конкурентоспособности бренды увеличивают качество товара, срок гарантийного обслуживания, уровень сбыта, расширяют ассортимент и многое другое. Давайте рассмотрим, в каких случаях компании используют неценовую конкуренцию.
- Когда есть запрет на снижение цены. Он может быть утвержден государством или картельным сговором. Последний предусматривает соглашение между несколькими участниками рынка, на основании которого каждый продает товар по установленной стоимости.
- Когда спрос превышает предложение. В этом случае число желающих приобрести продукт превышает количество доступной на рынке продукции. Поэтому, в снижении цены нет необходимости. Поскольку спрос и так выше предложения, снижение стоимости приведет к уменьшению прибыли.
- Когда компания выходит на новый рынок. В некоторых случаях себестоимость продукта и его продвижение требует столько финансовых вложений, что бренд просто не может себе позволить снижение цены.
- Когда есть высокая вероятность роста демпинга. Если компании на рынке активно реагируют на снижение цены, то изменение стоимости может привести к снижению рентабельности продаж и прибыли. Нарушение равновесия в таких ситуациях приводит к серьезным негативным последствиям.
Также неценовую конкуренцию активно используют компании, которые работают в сфере эксклюзивных или специфических товаров и услуг. Снижение цен в таких нишах приводит к быстрому обесцениванию продукции. Далее вы ознакомитесь с плюсами и минусами неценовой конкуренции.
Преимущества и недостатки неценовой конкуренции
Главным минусом неценовой конкуренции является то, что она сразу отсеивает тех потенциальных покупателей, для которых стоимость — это главный критерий выбора. Такие клиенты согласны получить товар или услугу более низкого качества, но по более выгодной цене.
Второй недостаток связан с некоторыми сложностями использования неценовой конкуренции. Например, необходимо привлечь специалистов, чтобы продумать все аспекты продвижения продукции без снижения стоимости. Для этого важно найти квалифицированных руководителей и исполнителей.
Преимуществ у неценового метода конкуренции все же больше, чем недостатков. Ознакомьтесь с ними ниже.
- Доступность. Ценовой метод конкурентной борьбы чаще всего могут позволить себе только крупные игроки рынка. Для небольших компаний такой подход слишком затратен. Поэтому, для них неценовая конкуренция это возможность играть в долгую.
- Увеличение прибыли. Снизить стоимость на короткое время проще, чем создать аналогичный продукт или услугу. Неценовая конкуренция позволяет компаниям повысить конкурентоспособность, завоевать расположение целевой аудитории и повысить ее лояльность за счет предоставления лучшего товара или услуги на рынке.
- Укрепление взаимоотношений с покупателями. Клиенты часто готовы платить больше, если компания предоставляет лучший продукт и сервис. Поэтому, неценовая конкуренция позволяет привлекать аудиторию за счет увеличения отзывов и рекомендаций, повышать уровень удержания и удовлетворения покупателей.
- Увеличение LTV. Неценовая конкуренция помогает повысить лояльность покупателей и количество повторных продаж. Подробнее о том, что такое LTV и как его узнать, читайте в нашем блоге.
Давайте теперь разберем, какие виды неценовой конкуренции существуют.
Виды неценовой конкуренции
Неценовую конкуренцию классифицируют по-разному. Вот пять видов, которые вы можете встретить чаще всего.
- Сервисная. Направлена на то, чтобы предоставить клиентам наилучший опыт взаимодействия. Это может быть круглосуточная поддержка, детский уголок в отделе продаж, увеличение срока гарантийного обслуживания и так далее.
- Функциональная. Предполагает внедрение дополнительных услуг, в которых нет острой необходимости. Например, установка кофейного аппарата в отделении банка.
- Коммуникативная. Этот вид конкуренции направлен на построение сообщества покупателей и развития близких, доверительных взаимоотношений. Такой подход укрепляет эмоциональную связь с брендом и повышает уровень удержания.
- Продуктовая. Подразумевает увеличение широты ассортимента, чтобы привлечь новых клиентов.
- Инновационная. Направлена на обслуживание клиентов с помощью передовых технологий. Быть в тренде — значит предоставлять клиентам наилучший сервис. Например, внедрение онлайн-чатов на сайте и разработка чат-ботов для повышения скорости ответов и обработки заказов.
Как видите, есть разные направления неценовой конкуренции, которые вы можете использовать в своей маркетинговой стратегии. Главное, создать пошаговый план продвижения своей компании и ее продуктов на рынке. Теперь самое время узнать, какие существуют методы неценовой конкуренции.
Методы неценовой конкуренции
С помощью методов неценовой конкуренции бренды отстраиваются от других компаний, укрепляют свои позиции на рынке и обеспечивают стабильный доход. Грамотно продуманная стратегия окупает все расходы и приносит хорошую прибыль. Давайте посмотрим, какие методы неценовой конкуренции вы можете использовать для продвижения своего бизнеса.
- Стимулирование сбыта. Компании разрабатывают программы лояльности, проводят конкурсы, организовывают дегустации, акции и многое другое, чтобы мотивировать клиентов купить товар или услугу. Стимулирование сбыта повышает конкурентоспособность, увеличивает целевую аудиторию, повышает прибыль и стимулирует сарафанное радио.
- Реклама. Чтобы повысить узнаваемость компании, продажи и укрепить доверие на рынке, бренды используют событийный маркетинг, инструменты ATL и BTL-рекламы, продумывают разные PR-кампании.
- Подстройка под потенциальных покупателей. С помощью сегментации рынка и исследования целевой аудитории компании выявляют факторы, способные повлиять на покупку, и выстраивают стратегии продвижения и повышения продаж с учетом полученной информации.
- Совершенствование товаров и услуг. Этот метод неценовой конкуренции направлен на постоянное совершенствование продуктов компании. Главная цель заключается в максимальном удовлетворении всех потребностей потенциальных покупателей, чтобы минимизировать их уход к конкурентам. Также этот метод помогает увеличивать органический прирост клиентов за счет повышения количества рекомендаций.
Теперь вы знаете, что такое неценовая конкуренция и какие у нее есть преимущества. Составьте маркетинговый план, чтобы пошагово продумать поэтапность действий и не упустить важные детали.
Обновлено: 27.03.2023
или